Лахденпохский район

История Лахденпохского района Карелии

Лахденпохский район находится в юго-западной части Карелии на берегу Ладожского озера. Он как грозный Северный Страж, который встает на пути у тех, кто приехал в Карелию из Петербурга или с юга России, дабы проверить, чисты ли помыслы гостя и можно ли ему доверять. Но, несмотря на северную суровость, эта местность дает шанс всем без исключения. Ведь отдых в Карелии - это не только рыбалка, чистый воздух через край, достопримечательности и кружащие голову и переносящие в иную реальность пейзажи. Это возможность стать частью истории, берущей свое начало на заре зарождения человечества, и узнать чуть больше не только об этом мире, но и о самом себе.

История Лахденпохского района

Первые люди пришли сюда, как только отступил последний ледник, примерно 12 тысяч лет назад. Самая древняя находка, сделанная на территории Карелии, – рыболовная сеть из ивового лыка, изготовленная приблизительно в 7300 году до н.э. Древние люди упорно осваивали местные земли, но им противостояла Стихия. И сейчас погода в Карелии переменчива и своенравна, тогда же дело усугублялось тем, что Ладога, самое большое озеро Карелии, только становилась водоемом, который мы знаем сегодня. Ее уровень постоянно менялся, а ее воды то отступали, приводя к падению численности животных и рыбы, то затапливали близлежащую местность.

Но нет ничего упорней и стремительней воли человека. Уже в 9 веке н.э. на территорию современной Карелии устремляется мощный поток переселенцев, которые смешиваются с обитавшими здесь кочевыми племенами. С этого момента начинается формирование новой народности, карелов, самобытность и сила духа которых взращены на скалистых берегах Ладожского озера суровыми ветрами, дующими в Карелии даже летом.

В 12 веке карелы, главными промыслами которых были рыбалка и охота, начинают вести активную торговлю мехом с Новгородом, что приводит к постепенному укреплению соседских связей. В 1227 г. князь Ярослав инициирует крещение карелов, а местные земли отходят к Великому Новгороду, хотя и сохраняют большую автономность. И хотя само крещение не встретило особого сопротивления со стороны народов Карелии, много столетий православие здесь носило лишь внешнюю форму: местные жители почитали святых, но не забывали и собственных богов, свои исконные обряды и верования. Результатом этого стал симбиоз, который вместе с особенностями здешней природы и истории во многом определяет популярность туров в Карелию.

После этого последовала череда столетий, в течение которых земля карелов стала объектом притязания Шведского и Русского государств. В конечном счете, в 1617 году современный Лахденпохский район в составе Корельского уезда отошел Швеции. Однако уже после Северной войны 1700-1721 года территория была возвращена России, а затем отдана в пользование Валаамскому монастырю.

Следующий этап в истории Лахденпохского района – финский. Он стал частью Финляндии после того, как она обрела независимость в 1917 году. Но мир пришел в эти земли ненадолго. В 1940 году по заключенному после Зимней войны договору район отошел СССР, после чего финские власти эвакуировали своих жителей в удаленные регионы страны, а район заселили русские переселенцы. В годы Великой Отечественной войны Лахденпохья использовалась в качестве базы для финского флота, пока вновь не перешла во владение России. С тех пор Лахденпохский район начал развиваться в туристическом направлении. С 2007 года действующий на его границе с Финляндией КПП прекратил свою деятельность, из-за чего снизился поток «проходных» туристов. Зато повысилось число тех, кто выбирает многодневные экскурсии в Карелию, однодневные туры из Санкт-Петербурга или приезжает на местные базы отдыха, чтобы изучить этот регион и отдать должное его красоте и истории.

Коренные обычаи и традиции народов Карелии

Там, где переплетается дух двух верований, всегда возникает нечто третье, вобравшее в себя мудрость обеих концепций. Так произошло и в Карелии, знаменитой своими монастырями, церквями, скитами и, например, карсикко, деревьями, обрубленными особым образом по языческому обычаю. Карсикко используются, чтобы умилостивить духов и Мировое дерево, соединяющее землю и небо, мир живых и мир мертвых, из которого никто не должен возвращаться. Для удачной рыбалки карелы молились святому Петру и одновременно кидали щепотку табака в водоем для того, чтобы задобрить Водяного духа и на всякий случай заручиться поддержкой всех богов, в которых верили в этих местах, новых и старых.

Карелы жили исключительно в деревянных домах, чаще всего без фундамента. Они селились поближе к воде, ведь рыбалка в Карелии всегда была одним из главных источников пропитания. Они не стремились к возведению шикарных построек, украшая свои дома текстилем, расшитым особым орнаментом, в редких случаях – тесом, и делая их теплыми и уютными с помощью печей.

База отдыха Карелии «Хутор Salokyla» - это деревянные домики, выстроенные около воды и максимально приближенные к исконному жилью карел. Они утеплены и имеют электропечную систему обогрева: с одной стороны, она не требует постоянного контроля, с другой стороны, потрескивающий огонь согревает не только тело, но и душу. Деревянная мебель, плетеные абажуры, ровные стены домов, еще пахнущие лесом, – все это прекрасно вписывается в окружающий ландшафт и позволяет тем, кто приехал в Карелию летом или зимой, почувствовать себя настоящим местным жителем, которому открыты все местные тайны. Каждый домик оборудован кухней и имеет собственную открытую террасу, на которой можно наслаждаться закатами и свежим ветром, готовить блюда на мангале. К услугам гостей базы отдыха «Хутор Salokyla» - баня на реке, лодочная станция, с которой можно отправиться на рыбалку или осмотр Ладожских шхер. Сама же база расположена таким образом, что ее гости могут без затруднений поехать на любую однодневную экскурсию в Карелии, выбрать тур по Карелии с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, посетить Рускеалу, Валаам и менее знаменитые, но не менее важные для этого по-северному стойкого и даже упрямого региона места.